|
|
Выдача разрешения
на открытие и лицензирование банка
Лицензиар
Агентство
Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых
организаций
Адрес: Республика Казахстан
050000, г. Алматы ул. Айтеке би, 67
тел: +7 (727) 2788–104
Web-сайт: www.afn.kz
Перечень
документов для получения разрешения на открытие банка и лицензии
К заявлению
о выдаче разрешения на открытие банка должны прилагаться документы, предусмотренные
статьей 19 Закона Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности
в Республике Казахстан" (далее – Закон о банках) и Правилами выдачи
разрешения на открытие банка, а также лицензирования банковских и иных
операций, деятельности на рынке ценных бумаг, осуществляемых банками,
утвержденными постановлением правления Агентства Республики Казахстан
по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций
от 30 апреля 2007 года № 121 (далее – Правила):
а) четыре экземпляра учредительных документов (устав, учредительный договор),
копия протокола учредительного собрания, засвидетельствованных нотариально
и оформленных в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;
Устав исламского банка помимо сведений, предусмотренных статьей
14 Закона о банках, должен содержать:
1) цели деятельности исламского банка;
2) задачи, функции и полномочия постоянно действующего органа исламского
банка — совета по принципам исламского финансирования, а также порядок
его создания и требования к членам совета по принципам исламского финансирования.
б) сведения об учредителях (по перечню, определенному уполномоченным органом),
финансовая отчетность, включая консолидированную, за последние два завершенных
финансовых года, отчет аудиторской организации о финансовом состоянии
учредителей;
• Сведения об учредителях должны содержать:
1) для учредителей - юридических лиц:
сведения согласно приложению 1 к Правилам, к которым прилагаются нотариально
засвидетельствованная копия свидетельства о государственной регистрации
(перерегистрации) в качестве юридического лица и нотариально засвидетельствованные
копии учредительных документов (устава, учредительного договора);
информацию, подтверждающую выполнение требований, установленных пунктом
4 статьи 19 Закона о банках;
информацию о выполнении требований абзаца второго подпункта г-1) статьи
24 Закона о банках с приложением документа, подтверждающего отсутствие
у первого руководителя исполнительного органа и органа управления учредителя
– юридического лица непогашенной или неснятой в установленном законом
порядке судимости за преступления, совершенные в сфере экономической деятельности,
за коррупционные и иные преступления против интересов государственной
службы и государственного управления, выданного в форме справки уполномоченным
государственным органом по формированию правовой статистики и ведению
специальных учетов (дата выдачи указанного документа составляет не более
трех месяцев, предшествующих дате подачи ходатайства);
2) для
учредителей - физических лиц - сведения согласно приложению 2 к Правилам,
а также информацию о выполнении требований абзаца второго подпункта г-1)
статьи 24 Закона о банках с приложением документа, подтверждающего отсутствие
у данного лица непогашенной или неснятой в установленном законом порядке
судимости за преступления, совершенные в сфере экономической деятельности,
за коррупционные и иные преступления против интересов государственной
службы и государственного управления, выданного в форме справки уполномоченным
государственным органом по формированию правовой статистики и ведению
специальных учетов (дата выдачи указанного документа составляет не более
трех месяцев, предшествующих дате подачи ходатайства).
В целях подтверждения требований абзаца второго подпункта г-1) статьи
24 Закона о банках для иностранных граждан (лиц без гражданства) дополнительно
представляется соответствующий документ, выданный государственным органом
страны их гражданства (страны их постоянного проживания – для лиц без
гражданства).
б-1) документы и сведения, предусмотренные статьей 17-1 Закона о банках,
если лицо становится крупным участником банка или банковским холдингом;
б-2) сведения об условиях и порядке приобретения акций банка, включая
описание источников и средств, используемых для приобретения акций, с
приложением копий подтверждающих документов;
е) подробная организационная структура вновь создаваемого банка;
и) бизнес-план вновь создаваемого банка, утвержденный лицом, уполномоченным
учредителями на подписание документов, раскрывающий стратегию деятельности,
направления и масштабы деятельности, финансовые перспективы (бюджет, расчетный
баланс, счет прибылей и убытков за первых три финансовых (операционных)
года, план маркетинга (формирования клиентуры банка), план привлечения
трудовых ресурсов, организацию управления рисками;
При составлении бизнес-плана исламского банка следует учитывать требования
к деятельности исламского банка, изложенные в статье 52-1 Закона о банках.
л) нотариально либо иным законным образом удостоверенный документ, подтверждающий
полномочия заявителя на подачу заявления от имени учредителей.
• Отчет аудиторской организации признается действительным при условии
представления документов, подтверждающих, что она:
независима от учредителей проверяемых банков и их должностных лиц;
уполномочена на проведение аудита банков в соответствии с лицензией уполномоченного
государственного органа по регулированию в области аудиторской деятельности
и контролю за деятельностью аудиторских и профессиональных аудиторских
организаций или компетентного органа государства, резидентом которого
является.
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона о банках для получения
лицензии на проведение банковских операций в течение одного года со дня
государственной регистрации вновь созданный банк должен представить:
1) заявление согласно приложению 7 к Правилам;
2) документы, свидетельствующие о выполнении всех организационно-технических
мероприятий, в том числе о готовности помещения, оборудования и программного
обеспечения по автоматизации бухгалтерского учета и главной бухгалтерской
книги, соответствующих требованиям нормативных правовых актов уполномоченного
органа и Национального Банка, а также о наличии автоматизированной банковской
системы, отвечающей требованиям Национального Банка, и нанять персонал
соответствующей квалификации;
3) нотариально засвидетельствованную копию устава и копию свидетельства
о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица;
4) копию свидетельства налогоплательщика и статистической карточки;
5) документ, подтверждающий уплату в бюджет лицензионного сбора на право
занятия отдельными видами деятельности;
6) документы лиц, предлагаемых на должности руководящих работников банка
в соответствии с требованиями статьи 20 Закона о банках;
7) положение о службе внутреннего аудита, утвержденное советом директоров
банка;
8) положение о кредитном комитете, утвержденное советом директоров банка;
9) штатное расписание (с указанием фамилий, имен и при наличии отчеств
сотрудников);
10) документы, подтверждающие соответствие программных технических средств
банка требованиям уполномоченного органа и законодательства Республики
Казахстан о кредитных бюро;
11) копии документов, подтверждающих оплату уставного капитала, минимальный
размер которого установлен нормативным правовым актом уполномоченного
органа или Национального Банка;
12) решение общего собрания акционеров о назначении совета по принципам
исламского финансирования (для исламского банка).
2. Для получения лицензии на проведение дополнительных видов банковских
операций действующий банк при выполнении требований пункта 2-1 статьи
26 Закона о банках с заявлением о выдаче лицензии представляет:
1) заключения Национального Банка Республики Казахстан о возможности выдачи
лицензии на проведение операций, предусмотренных подпунктами 5), 12) пункта
2 и подпунктом 9) пункта 11 статьи 30 Закона о банках, о наличии автоматизированной
банковской системы, отвечающей требованиям, предъявляемым к автоматизации
бухгалтерского учета и главной бухгалтерской книги, а также описание банком
программного обеспечения по автоматизации бухгалтерского учета и главной
бухгалтерской книги (наименование, сведения о разработчике);
2) документы, определяющие общие условия проведения дополнительных видов
банковских операций;
3) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора (платежное поручение).
3. Для получения
лицензии для осуществления одного или нескольких совместимых видов деятельности
на рынке ценных бумаг, указанных в пункте 12 статьи 30 Закона о банках,
банк представляет в уполномоченный орган:
1) заявление о выдаче лицензии по форме согласно приложению 8 к Правилам;
2) документ, подтверждающий уплату в бюджет лицензионного сбора за выдачу
лицензии;
3) бизнес-план на ближайшие три года, утвержденный советом директоров
и содержащий сведения, указанные в подпункте 1) пункта 1 статьи 48 Закона
Республики Казахстан от 2 июля 2003 года «О рынке ценных бумаг»;
4) список филиалов банка (при наличии таковых), которые будут участвовать
в осуществлении деятельности на рынке ценных бумаг;
5) копию штатного расписания банка с указанием фамилий, имен и при наличии
- отчеств работников, занимаемых ими должностей;
6) положения о структурных подразделениях, на которые будут возложены
функции по осуществлению деятельности на рынке ценных бумаг;
7) копии следующих документов, подтверждающих наличие у банка программно-технических
средств и иного оборудования, необходимых для осуществления деятельности
на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Республики Казахстан:
договор на поставку оборудования;
акт приема-передачи оборудования;
договор на разработку и (или) поставку программного обеспечения с указанием
количества лицензий;
акт приема-передачи программного обеспечения;
документы по организации защиты и безопасности (описание порядка резервирования
информации, описание механизма разделения доступа к данным, план восстановления,
механизмы внутреннего контроля).
В случае самостоятельной разработки программного продукта банком либо
безвозмездной передачи заявителю программного продукта другим лицом документы,
указанные в абзацах втором – пятом настоящего подпункта, не представляются.
В представленных документах отражается также следующая информация: наименование
используемого программного обеспечения (серверные операционные системы,
системы управления базами данных), версии, сведения о наличии лицензии.
Копии документов заверяются подписью первого руководителя банка, и оттиском
печати банка.
Квалификационные
требования
Выполнение
требований пункта 17-1 Закона о банках, если учредитель становится крупным
участником банка или банковским холдингом.
При создании банков с участием нерезидентов Республики Казахстан учредители
дополнительно к перечню документов, установленному статьей 19 Закона о
банках, представляют документы, предусмотренные статьей 21 Закона о банках.
• Физическое или юридическое лицо-нерезидент Республики Казахстан, являющееся
учредителем банка, помимо документов, указанных в статье 19 Закона о банках,
обязано приложить к заявлению о выдаче разрешения на открытие банка письменное
уведомление уполномоченного органа (для банков-нерезидентов Республики
Казахстан - органа банковского надзора) соответствующего государства о
том, что данному лицу разрешается владеть акциями банка-резидента Республики
Казахстан, либо заявление уполномоченного органа (для банков-нерезидентов
Республики Казахстан - органа банковского надзора) соответствующего государства
о том, что такое разрешение по законодательству государства указанного
учредителя не требуется.
• Банки-нерезиденты должны иметь долгосрочный рейтинг в иностранной валюте,
не ниже присвоенного Республике Казахстан суверенного рейтинга в иностранной
валюте (или соответствующего ему рейтинга), присвоенный одним из рейтинговых
агентств, указанных в постановлении «Об установлении минимального рейтинга
для юридических лиц - нерезидентов Республики Казахстан, необходимость
наличия которого требуется в соответствии с законодательством Республики
Казахстан, регулирующим деятельность финансовых организаций, перечня рейтинговых
агентств, присваивающих данный рейтинг, а также о внесении изменения в
постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию
и надзору финансовых организаций от 25 октября 2004 года № 304».
1. Банки вправе осуществлять банковские и иные операции, установленные
статьей 30 Закона о банках, исламские банки также вправе осуществлять
банковские и иные операции, установленные статьей 52-5 Закона о банках.
Вновь созданный банк для получения лицензии представляет положительное
заключение Национального Банка о возможности выдачи лицензии на проведение
следующих банковских и иной операций:
o кассовые операции: прием и выдача наличных денег, включая их размен,
обмен, пересчет, сортировку, упаковку и хранение;
o инкассация банкнот, монет и ценностей;
o сейфовые операции: услуги по хранению ценных бумаг, выпущенных в документарной
форме, документов и ценностей клиентов, включая сдачу в аренду сейфовых
ящиков, шкафов и помещений;
Условием
получения лицензии на осуществление операции по приему депозитов, открытию
и ведению банковских счетов физических лиц является функционирование банка
в течение одного календарного года с даты получения вновь созданным банком
лицензии на проведение банковских операций в соответствии с пунктом 18
Правил.
Настоящее требование не распространяется на вновь созданные дочерние банки.
Исламский банк не является участником системы обязательного гарантирования
депозитов, и депозиты в исламском банке не гарантируются системой обязательного
гарантирования депозитов.
2. Для получения
лицензии на проведение дополнительных банковских операций действующий
банк должен:
1) обеспечить выполнение пруденциальных нормативов в течение трех последовательных
месяцев, предшествовавших обращению за получением лицензии на проведение
дополнительных банковских операций;
2) обеспечить выполнение требований, установленных уполномоченным органом,
в части наличия систем управления рисками и внутреннего контроля;
3) представить правила об общих условиях проведения дополнительных видов
банковских операций.
3. Условиями
получения лицензии для осуществления деятельности на рынке ценных бумаг
для банка являются:
1) соблюдение установленных уполномоченным органом для банков пруденциальных
нормативов, иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, за период не
менее шести последовательных календарных месяцев, предшествующих дате
подачи заявления на получение лицензии для осуществления деятельности
на рынке ценных бумаг;
2) отсутствие санкций, примененных уполномоченным органом к банку за период
не менее шести последовательных месяцев, предшествующих дате подачи заявления
на получение лицензии для осуществления деятельности на рынке ценных бумаг.
Условием для получения лицензии на осуществление кастодиальной деятельности
является наличие лицензии уполномоченного органа на осуществление сейфовых
операций.
Уставный
капитал
минимальный
размер уставного капитала для вновь создаваемых банков в сумме 5.000.000.000
(пять миллиардов) тенге должен быть оплачен его акционерами на пятьдесят
процентов к моменту его регистрации и полностью - в течение одного календарного
года со дня его регистрации
Сроки
выдачи разрешения
три месяца
со дня представления заявителем последней дополнительной информации или
документа, запрошенного уполномоченным органом, но не более шести месяцев
со дня приема заявления
Сроки
выдачи лицензии
В течение
тридцати рабочих дней со дня предоставления документов на выдачу лицензии
Лицензионный
сбор
80 МРП за
банковские операции,
80 МРП за иные операции, осуществляемые банками,
30 МРП за брокерскую деятельность,
30 МРП за дилерскую деятельность,
30 МРП за кастодиальную деятельность,
10 МРП за трансферагентскую деятельность.
|